Click to order
Подпишитесь на наш ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ

Как правильно выбрать масло

У многих автовладельцев возникают вопросы при выборе моторного масла. Не каждый до конца разбирается в его маркировке, вязкости и прочих характеристиках, что в итоге приводит к неверному выбору масла, а это в свою очередь может негативно сказаться на работе ДВС и повлечь за собой определенные проблемы.
Моторное масло
Попробуем разобраться в том, на что следует обращать внимание при подборе моторного масла и в его основных характеристиках, на которые следует обращать внимание при покупке.

Самая важная из них - это, безусловно, вязкость. Ее изменение в зависимости от температуры определяет границы температурного диапазона применения масла. При низких температурах масло не должно иметь большую вязкость, чтобы обеспечить холодный пуск ДВС и прокачивание насосом по масляной системе смазки. При высоких температурах масло не должно иметь очень малую вязкость, чтобы поддерживать правильное давление в системе и создавать смазывающую пленку между трущимися деталями. По величине вязкости и ее изменению в зависимости от температуры масла подразделяют на:

  1. Зимние (из-за небольшой вязкости обеспечивают холодный пуск при низких, но не обеспечивают надежного смазывания ДВС при высоких температурах);
  2. Летние (не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С, но благодаря большой вязкости надежно смазывают ДВС при высоких температурах);
  3. Внесезонные (при низких температурах обладают вязкостью зимних, а при высоких — летних масел. Внесезонные масла вытесняют летние и зимние по причине того, что у них нет необходимости заменять их при смене сезона и они более эффективны как энергосберегающие).

Таким образом, вязкость является первым и наиболее важным аспектом классификации моторных масел. Любые присадки, в том числе и модификаторы, повышают его цену, поэтому всегда необходимо выбирать правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации.

Основой для подбора конкретной марки являются требования производителя автомобиля к применяемым маслам и жидкостям, приведенные в инструкции по его эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований на используемые продукты, там также в качестве примера приводятся конкретные марки масел или указание на фирмы-производители, масла которых допускаются к применению в данном автомобиле.

Спецификация SAE на мотороных маслах (SAE – Society of Automobile Engineers) – Общество Автомобильных Инженеров) является международным стандартом, регламентирующем вязкость масел. Однако, важно иметь ввиду что ни о качественных характеристиках масел, ни их применении для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не говорит. Спецификация SAE на данный момент предъявляет к моторным маслам следующие требования:

  1. Кинематическая вязкость. Данная характеристика указывает на принадлежность сезонных масел к тому или иному классу вязкости. Определяется при 100°С и невысоких скоростях сдвига (от 20 до 100 с-1).
  2. Пусковые свойства. Характеризуют сопротивление при пуске холодного двигателя и возможность достижения пусковых оборотов. Определяются при отрицательных температурах от -10 до -35°С в зависимости от класса вязкости и высоких, порядка 105с-1, скоростях сдвига.
  3. Прокачиваемость. Характеризует скорость поступления масла к парам трения при холодном пуске и вероятность выхода двигателя из строя из-за проворота вкладышей при холодном пуске. Определяется при отрицательных, от - 15 до - 40°С, температурах в зависимости от класса вязкости и низких, около 10 с-1, скоростях сдвига. Таким образом, при оценке этой характеристики реализуются условия течения масла в поддоне к маслоприемнику и в маслоприемнике насоса при пуске холодного двигателя.
  4. Вязкость при высокой температуре. Отражает эффективную, реальную вязкость масла при летней эксплуатации современных высоконагруженных двигателей. Характеризует противоизносные свойства масел, потери на трение и влияние на экономичность двигателя. Определяется при 150°С и высоких, порядка 106 с-1, скоростях сдвига. Тем самым имитируются условия нагружения подшипников коленчатого вала при работе с высокими нагрузками и температура.

Таким образом, спецификация SAE – это характеристики масел по классам вязкости. На сегодняшний день она содержит 6 зимних классов и 5 летних классов. В обозначении зимних классов присутствует буква "W" от слова "Winter", что означает "Зима". Чем больше вязкость масла по этой спецификации, тем выше число, входящее в обозначение класса.

К зимним классам вязкости относятся: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
К летним классам вязкости относятся: SAE 20, 30, 40, 50, 60.

В качестве примера, посмотрим, о чем говорит обозначение SAE 10W-40 для моторных масел. Обозначение класса вязкости "10W" дает информацию о зимнем применении данного масла. То есть, от правильного выбора этого параметра завистит насколько легко и без негативных последствий будет возможно запустить двигатель на морозе. Класс вязкости "40" в данном примере является так называемым "летним" классом и говорит о том, насколько масло способно сохранять работоспособность в высокотемпературных зонах двигателя. Присутствие же в обозначении сразу двух классов указывает на всесезонность данного масла.

При выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкциям завода-изготовителя конкретного автомобиля. Если же она отсутствует или не содержит подобных рекомендаций (например, если автомобиль далеко не новый и рекомендации в инструкции или уже устарели или просто отсутствуют), надо учитывать следующие факторы:

При выборе "зимнего" класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется автомобиль.

При выборе "летнего" класса следует учитывать, что большинство европейских производителей автомобилей рекомендуют использование масел класса "40" по SAE. Это связано с высокой тепловой напряженностью современных ДВС и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения. Это задача становится особенно актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и "заклинивания" в жару или во время длительного нахождения в "пробке" (в условиях отсутствия обдува и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха и, как следствие, перегрева масла в картере двигателя), а также в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения.

Для всесезонных масел, обладающих свойствами как зимних, так летних сортов масла, спецификация SAE предусматривает двойное обозначение, например, 10W-40, где зимние вяскостно-температурные свойства отражены в левой части обозначения, а летние – в правой.